Писать о Михаиле Гавриловиче Слинько и легко и трудно. Легко потому, что память хранит много хороших и светлых воспоминаний о том времени, когда я был его учеником и сотрудником Отдела математического моделирования Института катализа СО РАН. Впрочем, я и сейчас чувствую себя его учеником. С другой стороны, писать трудно потому, что Михаил Гаврилович удивительно цельный человек, простой и сложный одновременно. Кроме того, он человек открытый – все его помыслы и свершения в его работах и учениках.

Первая встреча произошла в 1970 г., в Одессе, где я оканчивал Политехнический институт. Михаил Гаврилович приехал туда, чтобы прочитать лекцию о математическом моделировании химических реакторов и пригласить желающих выполнять дипломные работы в Институте катализа, в Академгородке. Он сразу же заразил многих из нас своей энергией, увлеченностью, глубиной и ясностью изложения сути процессов в химических реакторах. Я, как человек склонный к эмоциональному и образному восприятию (больше чем к логико- математическому) решил – это то, о чем я мечтал. Не удивительно, что в числе шести дипломников Одесского политехнического института я оказался в Академгородке. Было чрезвычайно трудно и очень интересно. Потом двоих из нас пригласили на работу в Отдел математического моделирования. Вот тогда начались настоящие трудности.

М.Г. Слинько с учениками во время второй Международной конференции «Катализ на пороге XXI века. Наука и технология», Новосибирск, 1997 год. Слева направо Н.А. Чумакова,
А.Н. Саланов, М.Г. Слинько, Е.А. Иванов, Н.М. Островский

Атмосфера там была одновременно и дружеская (особенно в нашем Кофе-клубе) и строгая. Дружеским было общение – и со сверстниками, и со старшими коллегами, а строгой – ответственность, не взирая на возраст и опыт. Это была настоящая школа – школа Михаила Гавриловича. Он никого лично не воспитывал, не вел задушевные беседы, не занимался с каждым в кабинете. У него и времени на это не было. Все обучение и профессиональный рост происходили как бы сами собой – на научных семинарах, лекциях, обсуждениях. Михаил Гаврилович любил повторять: «Люди растут на задачах». Каждый из нас имел эту задачу – тему, которая была фундаментальной, но имела практическое значение, была химико- технологической, но требовала современных математических методов для решения. Наконец главное – Михаил Гаврилович учил нас своим личным примером. Преданностью науке и истине, посвящением всего себя работе, стремлением решать задачи, которые еще никто не решал. Можно сказать, что это была атмосфера, в которой стыдно было что-то не знать, не сделать вовремя, сказать какую-нибудь глупость.

Чему же нас учил Михаил Гаврилович? Наверное, для каждого из нас, его учеников, ответ свой, особенный. И сложно его сформулировать – я на это решаюсь только сейчас, спустя 30 лет. Он научил нас быть специалистами не в каком-то конкретном процессе, катализаторе, реакции или типе реактора, а в понимании закономерностей катализа, гидродинамики, физической химии, термодинамики и – самое главное – в понимании их взаимосвязей. Природа не знает о том, что мы, для своего удобства, разделили ее на отрасли знаний. Поэтому иерархический принцип, разработанный Михаилом Гавриловичем, предусматривает разбиение процесса на уровни – только для анализа, с обязательным установлением характера связи между уровнями, и с последующим синтезом общей модели процесса.

Этому пришлось учиться долго и мучительно. Мне, например, не менее 10 лет. Но именно благодаря этой науке, мне было легче потом заниматься разнообразными процессами, реакторами и явлениями. Легко разговаривать и сотрудничать со специалистами по катализу, физической химии, гидродинамике, математике, с технологами. Сейчас, работая в Сербии и Черногории, мне пришлось заняться совершенно новыми для меня процессами. И в очередной раз я с благодарностью вспоминаю уроки Михаила Гавриловича и стараюсь, в меру своих способностей, следовать его методологии.

Михаил Гаврилович очень неравнодушный человек, все воспринимающий искренно, всерьез и близко к сердцу. Если ему нравится идея, результат, то нравится и человек, от которого они исходят. Но люди, далеко не всегда, бывают, достойны своих идей. Возможно, поэтому он со многими спорит, многих ругает, некоторые ругают его. Обычные проблемы человеческих взаимоотношений. Удивительно другое. Общаясь со своими друзьями и коллегами, бывшими учениками Михаила Гавриловича, я каждый раз убеждаюсь в глубоком уважении к нему всех, кому посчастливилось с ним работать. Мы его уважали, боялись и любили одновременно. С годами прошла только боязнь, а любовь и уважение остались. А может зря прошла боязнь? Не дай Бог сказать или опубликовать какую-нибудь банальность – Михаил Гаврилович обязательно заметит. Он, конечно, простит, но сможешь ли сам себе простить? Ведь высокая требовательность к себе – это тоже его школа. Эту школу мы прошли, но прошла ли она через нас – может оценить только Михаил Гаврилович.